Заявка на займ
Заявка на участие
в выставке

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Рабочий день в мастерских начался с короткого митинга, на котором командир М.Н. Лазарев призвал весь личный состав повысить бдительность, трудовую активность, чтобы успешно решать все стоящие задачи по быстрейшему ремонту боевой техники.

Мастерские производили ремонт самолётов: И-16, УТИ-4, У-2, УТ-2, УТ-1, И-15, СБ, МБР-2 и моторов М-11, М-25, М-17, М-34, М-35, М-100, М-103, а также всей самолётной и моторной аппаратуры и арматуры.

Мастерские располагали специально оборудованными производственными помещениями, мощным станочным парком (58 станков) и высококвалифицированными кадрами специалистов-ремонтников. Самолетный и деревообделочный цеха находились на центральном аэродроме в специально отстроенном здании площадью 7500 кв. м. Самолётный цех имел отделения: ремонта шасси, самолётной арматуры, термическое, токарное и др. Остальные цеха размещались на городской территории и обслуживали в основном моторный цех и службу эксплуатации.

Первые дни войны создали определённые трудности. Часть высококвалифицированных рабочих была мобилизована в ряды Красной Армии. Оставшимся приходилось работать за себя и за ушедшего на фронт товарища. Ремонт самолётов велся бесперебойно.

3 июля 1941 года приказом Народного Комиссара Военно-морского Флота №0587 мастерские выводились из подчинения авиационного училища и переводились на самостоятельный штат.

В августе на аэродром и ангар технических мастерских упали первые авиабомбы. Линия фронта неуклонно приближалась к Ейску. Вышестоящее командование принимает решение эвакуировать мастерские в тыл. По указанию Начальника ремонтного отдела ВВС ВМФ военного инженера I класса тов. Кононова, техническое имущество и квалифицированная рабочая сила были разделены на три части: были выделены мастерские для ВМАУ им. Сталина (г. Моздок), для ВМАУ им. Леваневского (г. Безенчук), для школы морских пилотов ВВС ВМФ (г. Астрахань). Кроме этого, часть технического имущества и оборудования была передана 1-й авиационной базе ВВС ВМФ (г. Саранск) и 5-й авиационной базе ВВС ВМФ, остававшейся временно в Ейске. В числе переданного оборудования находилось 32 станка для обработки металла и дерева.

Подготовка к эвакуации шла круглосуточно. Днём техмастерские работали, в ночное время производили демонтаж и распределение оборудования и оснастки на три части. Вместе с мастерскими эвакуировались и семьи рабочих. Базовым для части стал коллектив, эвакуировавшийся в Моздок.

Несмотря на ведущиеся работы по демонтажу оборудования, ремонт самолётов и двигателей не прекращался до тех пор, пока не была отправлена к новому месту дислокации последняя платформа с оборудованием и станками.

В сентябре-октябре мастерские перебазировались в Моздок. С прибытием в Моздок рабочие и их семьи были размещены в помещениях школ. Под мастерские были переданы постройки, принадлежащие машинотракторной станции. Весь октябрь и часть ноября мастерские, работая, одновременно занимались монтажом оборудования, достройкой и ремонтом цехов.

Задачи, стоящие перед мастерскими, вызвали необходимость пересмотра организации ремонта. Продукция, выпускаемая мастерскими, особенно по самолётам, была настолько разнообразна, что охватить её ремонт только в условиях мастерских было невозможно, тем более что число типов самолётов, находящихся в ремонте доходило осенью 1941 года до четырнадцати.

В результате этого возникла необходимость максимально приблизить ремонт к эксплуатации, сократив тем самым сроки ремонта. Для этого была принята новая система организации ремонта: в течение зимы 1942 года мастерские подготовили ведущих инженеров по ремонту отдельных типов самолётов, тщательно ознакомившихся со всеми материалами по конкретному типу самолетов, подготовивших необходимый инструмент, оборудование, а также квалифицированные кадры специалистов по ремонту.

Всего было создано 5 таких групп:

1.     группа ремонта самолётов И-26 (Як-1);

2.     группа ремонта самолётов ЛаГГ-3;

3.     группа ремонта самолётов Пе-2, Ил-2, СБ;

4.     группа ремонта самолётов ДБ-3;

5.     группа ремонта самолетов УТИ-4, И-16, УТ-2.

Ремонтировать приходилось не только в Моздоке, но и далеко за его пределами. На расстоянии до 100 километров вокруг основной базы были организованы постоянные ремонтные пункты, а временные ремонтно-восстановительные бригады по ремонту самолётов выезжали на 300-400 километров в Элисту, Кропоткин, Махачкалу и другие пункты. Группам придавался свой ПАРМ-1 и штат в количестве 25-30 человек. Кроме того, мастерские имели специальные ремонтные группы, выезжающие на места вынужденных посадок самолётов. Такая организационная структура позволяла на 50-60 % сократить время нахождения самолёта в ремонте. Вместе с ремонтом личному составу мастерских приходилось заниматься установкой вооружения на самолётах.

13 апреля 1942 года рабочие и служащие приняли военную присягу, и все стали военнослужащими, оставаясь на работе на прежних местах.

За время работы в Моздоке мастерские освоили ремонт самолётов
Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2, ДБ-3 и моторов ВК-105. АМ-38. Кроме ремонта самолётов и моторов по заданию командования ВВС ВМФ производился ремонт самолётов старых конструкций и учебных, одновременно вооружая их (И-16, У-2, УТ-1).

С приближением линии фронта к Кавказу в июле-августе 1942 года мастерские перебазировались в село Борское Куйбышевской области. Эвакуация проводилась сначала эшелонами до Баку, потом морем до Красноводска, а затем по железной дороге через Среднеазиатские республики до села Борского. В общей сложности было преодолено 5300 километров.

На новом месте мастерские разместились в помещениях, неприспособленных к производственной деятельности и недостаточных по площади. Потребовалась большая работа всего коллектива, много энергии и инициативы, организованности и настойчивости, чтобы приспособить помещения и территорию для работы мастерских, особенно в зимних условиях.

Условия работы на новом месте оказались суровыми. Стояли сильные морозы, отсутствовали необходимые помещения для техники, жилья сотрудников, ощущался недостаток в питании, одежде, топливе. Ремонт самолётов осуществлялся под открытым небом. В последствии было построено лёгкое помещение, где производилась разборка, мойка, дефектация и покраска самолётов. Моторный, деревоотделочный, механический цеха и управление мастерских располагались в небольшом помещении школы механизаторов. Методы и способы ремонта применялись такие же, как и в Моздоке. К концу 1943 года хорошо освоившись на волжской земле мастерские, как и прежде, с каждым днём наращивали свои темпы по ремонту самолётов, моторов, авиационной аппаратуры и вооружения.

Основной ремфонд составляли самолёты, потерпевшие аварии и поломки. В указанный период деятельности был освоен ремонт моторов
АШ-82 и ВК-105 всех модификаций.

Отдельные случаи ремонта самолётов после наиболее характерных повреждений: посадка с убранными шасси (самолёты Як-7, Ла-5), перелом пополам фюзеляжа самолёта (ЛАГГ-3 и Ла-5), полный капот самолётов. Перелом переднего или заднего лонжерона центроплана самолёта Ла-5 и т.д. были тщательно изучены мастерскими и обобщены в виде технологических разработок. Последние нашли широкое применение в практике мастерских, были одобрены Главным Инженером ВВС ВМФ генерал-майором ИАС Никитенко и рекомендованы другим ремонтным органам ВВС ВМФ.

В октябре 1943 года мастерским было приказано вернуться на старое место дислокации в город Ейск. Переезд выпал в основном на зимний период времени. Одни эшелоны отправлялись в путь, а оставшиеся продолжали производить ремонт авиационной техники и подготовку к переезду.

Несмотря на тяжёлые условия и весьма ограниченные сроки подготовки к перебазированию, особенно осенью 1941 года (г. Ейск, Краснодарского края – г. Моздок, Орджоникидзевского края) и летом 1942 года (г. Моздок – село Борское, Куйбышевской области) мастерские сохранили основной рабочий коллектив и всё основное техническое имущество и оборудование. Это позволило мастерским по возвращению на первоначальное место базирования развернуть работу в масштабах, превышающих довоенные.

Немецко-фашистские войска во время оккупации города варварски разрушили цеха завода возле аэродрома, а также ряд производственных помещений на городской территории. Требовалось срочно восстановить корпуса мастерских и приступить к ремонту авиационной техники. Командование мастерских, трудовой коллектив осознавали все трудности решения больших и сложных задач и принимали конкретные меры по скорейшему восстановлению мастерских и оснащению цехов необходимым оборудованием.

Уже через 3 месяца мастерские приступили к ремонту самолётов Як-7, Ла-5 и моторов АШ-82 и ВК-105 всех модификаций.

В Ейске, по рекомендациям ремонтного отдела авиации Военно-морского Флота, мастерские перешли на поточно-узловой метод ремонта самолётов. Изменена также была система организации ремонта моторов. Поточно-узловой метод ремонта самолётов позволил увеличить их выпуск до 15-18 единиц в месяц и внёс стройность в работу подсобных цехов мастерских. Самолётный цех, производя восстановительный ремонт самолётов, состоял из 4-х отделов: отдела подготовки (доставка самолёта в ремонт, разборка, мойка, дефектация, комплектовка), отдела ремонта Як-7, отдела ремонта ла-5 и лётно-испытательной станции. Производственные рабочие входили в бригады, каждая из которых выполняла строго определённый комплекс работ на соответствующем этапе ремонта самолёта. Анализ отказов и систематизация опыта делали более отлаженной работу по ремонту моторов в ремонтном цехе. Большую роль в ремонтных работах играл цех холодной и горячей обработки металлов. В горячую обработку металлов входили кузнечные, сварочные и медницкие работы. Повышенные требования к ремонту авиационной техники требовали организации новых цехов. Был создан цех электро и радио для ремонта и испытания авиационных приборов, самолётного и моторного электрооборудования, радиоаппаратуры. Цех вооружения производил ремонт и восстановление оружия боевых машин. Большую работу производил цех гальванических покрытий, который восстанавливал до 20 наименований деталей.

Так в постоянном поиске, преодолении трудностей мастерские работали, выполняя ответственную задачу - восстановление боевых машин для борьбы с врагом.

Общая продукция мастерских с июня 1941 г. по апрель 1945 г.

Отремонтировано самолетов – 1319, в том числе: бомбардировщиков – 53, учебных – 552, истребителей – 683, прочих – 31.

По типам самолетов:

Истребителей: И-15 – 8, Миг-3 – 20, Ла-5 – 152, Як-1, Як-7 – 330, И-16 – 137, ЛаГГ3 – 36. Учебных – УТИ-4 – 371, УТ-1 – 41, У-2 – 55, УТ-2 – 85. Бомбардировщиков: Пе-2 – 5, СБ – 21, Ил-2 – 7, ДБ-3 – 16, ТБ-3 – 4. Прочих самолётов: Р-5 – 1, ПР-5 – 2, К-5 – 3, Р-6 – 12, Ме-109 – 3, Дорнье-Валь –  МБР-2 – 9.

Отремонтировано моторов – 1433, в том числе: М-62 – 2, М-11 – 271, АШ-82 – 164, М-25 – 329, М-34 – 21, М-17 – 5, АМ-35, АМ-38 – 12, ВК-105 – 490, М-100, М-103 – 139.

Работники технических мастерских ковали Победу не только своим ударным трудом, но и непосредственно на фронтах. Уже в первые дни войны часть рабочих были мобилизованы в действующую армию, были и добровольцы, которые по велению долга ушли на фронт. Миллионы советских людей сложили свои головы на полях сражений. В их числе и 18 представителей славного отряда ейских авиаремонтников. Среди них Герой Советского Союза Павел Арсеньевич Михайличенко, посмертно удостоенный этого звания за героизм, проявленный при освобождении города Керчи.

На предприятии установлен мемориал, на котором золотыми буквами высечены имена погибших заводчан. Ежегодно в День Победы, День Защитников Отечества, День Военно-воздушных Сил возле него проводятся торжественные мероприятия и возложения венков и цветов.

На 01 марта 2020 года на учете в Совете ветеранов завода состоят 8 участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним тружеников тыла, узников концлагерей.

Администрация, профсоюзный комитет, Совет молодежи не забывают и них, оказывают моральную и материальную помощь. Представители трудовых коллективов, где ветераны работали до выхода на пенсию, посещают их на дому с целью выявления просьб, проблем.

Накануне 9 мая все ветераны получают материальную помощь от администрации завода. На предприятии ежегодно проводится митинг "Бессмертный полк" с участием работников завода.
Ветераны предприятия:

Бурякова Елена Самуиловна

Дежурнова Стефанида Ивановна

Евко Тамара Харламовна

Линев Алексей Васильевич

Мельникова Александра Владимировна

Немичева Нина Филиповна

Пьявкина Александра Михайловна

Седых Афанасий Тихонович


 

Смотреть ленту полностью


Партнеры


лого

Министерство промышленной политики Краснодарского края


https://mpp.krasnodar.ru/
лого

Союз «Торгово-промышленная палата Краснодарского края»


http://kuban.tpprf.ru/ru/
лого

Государственная информационная система промышленности


https://gisp.gov.ru/